collectrix (collectrix) wrote,
collectrix
collectrix

Какое будущее готовят нам новаторы в образовании?



Вчерашнее празднование Дня Космонавтики и сегодняшнее изучение программы Московского международного салона образования разбередили в моей памяти занозу, которая засела там во время моего путешествия на экспрессе Владимир – Москва немногим более двух недель назад.

Рассказав о ней, я не то что надеюсь её тем самым выдернуть, а просто хочу обозначить весьма болезненную, на мой взгляд, проблему.

Всю дорогу, а это чуть больше двух с половиной часов, я слышала, как четверо детей, скорее всего четвероклассники, готовились к конкурсу эрудитов. Не знаю его точного названия, но по вопросам и ответам, которые они штудировали, можно предположить что-то вроде «Умников и умниц», это не суть важно.

Надо сказать, что я вообще весьма скептически отношусь к подобного рода конкурсам разных эрудитов. Для меня эрудит и умный, образованный человек отнюдь не синонимы. Подслушанная поневоле детская тренировка меня в этом мнении только укрепила.

Дети проверяли именно свою память: какой писатель написал такую-то книгу, в какой стране находится тот или иной город, и т. д. и т. п. При этом, хотя произведения были «детской тематики», большинство ребят эти книги не читало. А когда дело коснулось мер площадей, никто из них не то что не знали, чему равен ар, но и не очень хорошо представляли, что такое квадратный километр, потому что, по мнению самого эрудированного из них (и он этот факт очень хорошо осознавал), в одном аре умещается аж 1000 кв. км.

Ну да бог с ним, с аром. Разберутся, если возникнет необходимость. Любой поисковик подскажет. А вот то, что детскую классику из четверых читал только один – печально. Но ещё печальнее – вот она, заноза – о чём именно они мечтали, участвуя в таком конкурсе.

А мечтали они, конечно, выиграть этот конкурс, попасть на следующий, более высокого ранга, кажется, международный и заработать ПРИЗ. Причём денежный. А потом ещё и ещё. И как вы думаете, на что собирается потратить эти деньги тот самый эрудированный будущий креакл? Он МЕЧТАЕТ (!) скупить ВСЕ (!) фирмы в нашем городе и стать самым крутым бизнесменом – ни много, ни мало.

Ребёнку максимум 10 лет.

Не считая того, что в 4 года я хотела стать балериной, став школьницей, я последовательно хотела быть учителем, геологом, а после полёта Гагарина – врачом. На лётчика-космонавта я по хилости здоровья не замахивалась, но чётко рассудила, что в будущих космических путешествиях врач обязательно будет нужен.

Я ­– девчонка. Мальчишки мечтали о более героических профессиях. И их мечты могли сбыться. Как у Юрия Гагарина, который захотел и стал лётчиком. Причём одним из лучших. Иначе бы ему не быть космонавтом номер один.




Да, мы росли в другое время. Но, извините меня, дети мечтали и мечтают о будущем в любую эпоху. И если им не нужно мечтать о корочке хлеба, то их мечты всегда (или почти всегда) были романтичны. А вот у детей 21 века романтизма резко поубавилось.

Об этом забила тревогу Юлия Сергеевна Крижанская, известный социолог, кандидат психологических наук, после того, как в 2012 году были получены и обработаны результаты исследования детских рисунков в рамках АКСИО-4. В своей статье во втором номере газеты «Суть времени» она прямо обозначила вырисовывающуюся проблему: «Мир без будущего».

Не знаю как вам, а мне мир, в котором маленькие дети мечтают стать крупными дельцами (не просто иметь много денег!) кажется, мягко говоря, страшноватым.

А после того, как я изучила программу Московского международного салона (!) образования, мне стало совсем неуютно. Вот с чем у вас ассоциируется слово «салон», если не вспоминать о бомондовских салонах? Правильно – с выставкой-продажей. Так и тут. Главная задача участников образовательного «салона» – научить других или продемонстрировать свои успехи на ниве продаж образовательных услуг. Родителям, студентам, контролирующим организациям и бизнесу. Работников для которого собираются растить аж с детского сада, как мне показалось.

Ну а из моего юного попутчика уже почти вырастили того, кто намерен этими работниками управлять. Идиллия, блин.

P.S. Слово «литература» вообще не фигурирует в названиях тем мероприятий салона. Слово «искусство» употребляется только работниками Музея современного искусства «Гараж», но и они говорят лишь о прикладных задачах. Как вам нравится мастер-класс «Как стать искусствоведом»? А я-то по наивности думала, что искусствовед должен обладать огромным массивом знаний, причём не только в одном каком-то виде искусства. Тут же одним уроком надеются обойтись. О преподавании истории как науки – тоже ничего нет.


В 60-е годы 20 века Борис Слуцкий написал стихотворение, первые две строчки которого стали мемом.


Что-то физики в почете.

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

дело в мировом законе.


В нынешнее время физиков заменили бизнесмены или эффективные менеджеры. Тоже дело в мировом законе? Грустно всё это, господа. Как же мы будем жить в государстве, где нет ни физиков, ни лириков?

Tags: Воспитание, Дети, Общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments