collectrix (collectrix) wrote,
collectrix
collectrix

Ура! Идем на концерт «Распева»



На следующей неделе у меня и у всех фанатов нашего владимирского камерного хора «Распев» радостное событие – концерт. Для меня эта радость ещё многократно умножается тем, что на нем будут исполнять Моцарта.  На афише вы можете прочитать, что будет исполнено в этот раз.

Мне как-то странно говорить, что «я люблю слушать музыку Моцарта» – просто она для меня уже стала частью моей жизни. На своем MP3-плейере я слушаю Моцарта каждый раз, когда мне нужно восстановить душевное равновесие, гармонизировать своё сознание, в общем, привести своё внутреннее самочувствие в порядок. Звучит несколько утилитарно, тогда добавлю: для меня «музыка над нами» это музыка Моцарта.

Особенно радостно мне от того, что в это раз я услышу дуэты из «Волшебной флейты». Я очень люблю «Волшебную флейту», но не люблю, когда поют по-немецки. Нет, конечно, Маша Пономарёва и другие солисты будут петь на немецком языке, но по-русски. Надеюсь, вы понимаете разницу?
Пока искала информацию в интернете об этой чудесной опере, набрела на фильм Ингвара Бергмана. Посмотрела с удовольствием. Вы можете разделить его со мной, если «кликните» на картинку внизу:









А вот о самом Моцарте неплохо написано во всеми ругаемой, но всеми используемой Википедии.

С удовлетворением прочитала, что все жалостливые разговоры о том, что Моцарта похоронили как последнего нищего абсолютно не соответствуют той действительности, что имела место быть в Вене 5 декабря 1791 года. Приведу цитату.

Вопреки распространённому мнению, Моцарт не был похоронен в полотняном мешке в братской могиле вместе с бедняками, как это было показано в фильме «Амадей». Его похороны проходили по третьему разряду, что предусматривало погребение в гробу, но в общей могиле вместе с 5-6 другими гробами. В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были «похороны нищего». Погребёнными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати. Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 году проходили уже в другой эпохе и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов.

Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году «Реквием» Антонио Розетти.

Точное место погребения Моцарта доподлинно неизвестно: в его времена могилы оставались необозначенными, надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а у стены кладбища.
И если уж здесь упомянут «Амадей», фильм который «я не смотрела, но осуждаю» (об этом чуть позже), то добавлю ещё одну цитату из вики.

Одной из характерных черт личности Моцарта была прирождённая наблюдательность в общении с людьми. Она заключалась в изумительной остроте и точности характеристик людей, с которыми Моцарт знакомился. Однако его суждения были лишены морализирующего пафоса, они содержали лишь радость наблюдения как такового и, прежде всего, стремление выявить в данном человеке существенное. Высочайшим в нравственном плане достоянием Моцарта была его честь. Однако он никогда не извлекал выгоды для собственной персоны, не завидовал другому в личном благополучии, ни, тем более, не обманывал кого-либо ради этого. Прирождённое чувство собственного достоинства никогда не покидало его и в аристократических домах — Моцарт всегда знал себе цену. ( Аберт Г. В. А. Моцарт. М.: Музыка, 1990. ч. II, кн. 1, с. 11 — 13)

Из упомянутого выше источника моцартовского мировоззрения вытекают две основные стороны его личности — юмор и ирония.

Ну а теперь о фильме «Амадей», который я не стала смотреть, как вообще не смотрю наши современные и западные фильмы о великих людях, чье творчество или иную их деятельность я уважаю. Потому что нынешние режиссеры и сценаристы этого чувства к своим персонажам не испытывают или уж очень хорошо это уважение скрывают за смакованием всяких бытовых, двусмысленных и просто грязных подробностей. Ну не интересуют они меня, эти подробности. Я очень хорошо понимаю, что «все мы люди, все человеки», ну и что из этого? Что это изменит в моем восприятии музыки Моцарта, например? Или Чайковского? Или стихов Некрасова? Терпеть ненавижу всю эту «бытовуху», которую торопятся рассказать нашим современникам ретивые «правдолюбцы» в манере ОБС: «а вы знаете, что…». Тьфу на них.

Да знаю я, что этот фильм имеет великолепные отзывы, но смотреть его всё равно не буду.

Кстати, недавно мой друг в ЖЖ написал свою «рецензию» на этот фильм. Приблизительно с таким же мнением о нем. Так что я не одинока в своём подходе. Хотя он-то его точно смотрел…

Но вот то, что нам, тем, кто придет на концерт, расскажет о музыке Моцарта Наталья Александровна Колесникова, профессор, заслуженный деятель искусств России и бессменный руководитель и главный дирижёр «Распева», я буду слушать с огромным вниманием и удовольствием, потому что она нежно и трепетно любит ту музыку, которую исполняет её хор, и эту любовь умеет передать и своим исполнителям, и нам, благодарным слушателям. Живая музыка голосов хора, эти проникновенные беседы о том вечном, что музыка несёт в себе, – всё это создаёт ту неповторимую для других владимирских музыкальных залов атмосферу, которая и притягивает как магнит тех, кого я в начале статьи назвала фанатами «Распева».

Тут ведь главное, что это действительно ЖИВАЯ МУЗЫКА. И пока такая музыка живет в душе народа, жива и его душа.

Tags: Моцарт, Распев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments