collectrix (collectrix) wrote,
collectrix
collectrix

Добро и зло приемли равнодушно?



В очередной раз глянцевые журналы доставляют мне пищу для размышлений. Может быть, это случается потому, что в обыденной моей жизни ни я, ни мои знакомые эти самые журналы не читают? Поэтому и общий тон их содержимого выпадает из привычного мне дискурса.

На этот раз это маленькая заметочка, видимо, известного (но не мне) автора Леонида Костюкова в журнале «Psychologies» №115 за ноябрь 2015 г. из подборки «Удивительные истории». И таки автор меня, если и не удивил, и не то, чтобы расстроил, но укрепил во мнении, которое я бы с удовольствием изменила, да вот никак не получается.

Привожу тот текст из истории «Столетие Набокова», который вызвал у меня такие чувства:

«… мы [группа литераторов] шли с мероприятия, посвященного 100-летию Набокова. Чудесный весенний вечер, около десяти.

Мы остановились на красный свет, перед тем как перейти Знаменку. Поток автомобилей тек со средней скоростью слева направо, выруливая на мост. И вдруг из машины примерно посередине потока выпал человек, угодил под колеса едущей рядом машины, мгновенно вскочил, метнулся через капот на тротуар – тут из его автомобиля выскочили человека три с пистолетами и открыли по беглецу стрельбу, но он успел перемахнуть через каменный забор (кажется, какой-то галереи) и скрыться.

Как мы поняли через несколько минут, это сбежал заложник. Мы дождались зеленого и перешли.

– Неприятно, – сказал Дима Веденяпин. – Какие-то пистолеты в центре города…
– Зато не скучно, – отозвался кто-то.

Интересно, порадовало бы Набокова, как далекие от литературы москвичи отметили его столетие? Экшн скорее наводит на мысли о Марио Пьюзо, чем о стилистическом гении. Но ведь бессмысленной стрельбой не брезговали ни Чехов, ни сам Набоков. Позабавило бы – это как пить дать…»

Взрослые, сорокалетние мужики. Вернее, не мужики, что это я, а наша российская интеллектуальная «элита». И такое полное безразличие к творящемуся в стране беспределу лихих 90-х? К судьбе живого человека, в конце-то концов? Или он для них не человек вовсе? Им зато «не скучно»! И это они будут «сеять разумное, доброе, вечное»? Разумеется – нет. Да они и не собираются этого делать. Вот, что Костюков пишет о том, какой должна быть, по его мнению, проза.

«Проза, по-моему, это когда слова превращаются в картинку, в живых людей, в звучащую речь (диалог). Чем сильнее эффект, тем и талантливее. Конечно, это не объективный критерий, а встроенный в читателя (в данном случае, так как вы спрашиваете меня, — в меня). Объективного критерия — то есть свойства текста, а не контакта, — нет. С политикой и даже стилистикой это мало связано».

На мой взгляд, это чисто потребительский подход к литературе. Я не читала его прозу до сего дня, а теперь вряд ли буду, так как полагаю, что именно «потребительские» качества он старается воплотить в своих произведениях. Они выше котируются на рынке услуг. А это главное нынче, не так ли?

А мне бы очень хотелось, чтобы «не так». Но, увы.

P.S. Кстати о заголовке. Многие нынче именно так цитируют известную строку Пушкина, а ведь Александр Сергеевич сказал совсем иначе: «Хвалу и клевету приемли равнодушно…». А перед этим: «Веленью Божьему, о Муза, будь послушна…»То есть он-то считал, что поэт должен быть выше мирских соблазнов в своем творчестве.

Как это, однако, несовременно… для нашей литературной «элиты».









Tags: Культура, нравственность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments