collectrix (collectrix) wrote,
collectrix
collectrix

Джоаккино Россини – знакомый незнакомец



Конечно, это заявление в заголовке моих заметок я отношу целиком и полностью только к себе самой. Ведь спроси меня ещё сегодня утром, знаю ли я такого композитора, я уверенно кивнула бы головой и произнесла фразу, которую, подозреваю, произнесли бы многие в ответ на этот вопрос: «А как же – знаю, «Севильский цирюльник»». После чего бы замолчала. Совсем. Потому что больше ничего об этом композиторе, которого называл «божественным маэстро» сам Генрих Гейне, я не знала (или забыла).

Но это было утром. А потом я заглянула на страничку ВКонтакте моего любимого коллектива – хора «Распев». Ведь завтра я с друзьями иду на открытие его нового концертного сезона.

Афишу первого концерта вы видите в начале моих заметок. А под спойлером можно прочесть анонс этого действительно замечательного  события в культурной жизни нашего города.

[Spoiler (click to open)]
Мы начинаем новый концертный сезон 2016-2017 года премьерной программой 6 октября!

Дорогие друзья, приглашаем на ПРЕМЬЕРУ новой программы! 6 октября, в зале ЦКИ прозвучит Маленькая торжественная месса Джоаккино РОССИНИ в исполнении Камерного хора "Распев". Главный дирижёр Наталья КОЛЕСНИКОВА, партия фортепиано Майя АНДРЕЕВСКАЯ (г.Москва).

С удовольствием представляем солистов этой программы: приглашённых солистов Большого Театра (г.Москва), продолжателей традиции русского оперного пения: Людмилу ВОРОБЬЕВУ (сопрано), Оксану КОРНИЕВСКУЮ (меццо-сопрано), Георгия ГАЙВОРОНСКОГО (тенор) и Юрия ЗАЛЬЦМАНА (бас-баритон). В первой части концерта в их исполнении прозвучат знаменитые и любимые арии Дж.Россини в тандеме с замечательной пианисткой, Заслуженной артисткой России, профессором МГК им.Чайковского Еленой Савельевой.

"РАСПЕВ" приглашает всех друзей на открытие сезона!!!


Вот тут-то я и осознала,  что  ничегошеньки не  знаю о Россини и, конечно, полезла в интернет.

Разумеется, все мои «вечерние» знания об этом композиторе очень поверхностны и неполны, но я очень надеюсь на вступительное слово Натальи Александровны Колесниковой. Ведь, кроме всего прочего, она ещё и замечательный лектор-педагог.

Вообще личностью Россини был, несомненно, очень интересной и многогранной. Стендаль написал о нём книгу (!), когда композитору было всего 31 год. Вот что пишет Стендаль в предисловии  о герое своего музыкально-критического произведения:
«Наполеон умер, но есть еще один человек, о котором теперь говорят везде: в Москве и Неаполе, в Лондоне и Вене, в Париже и Калькутте.
Слава этого человека распространяется всюду, куда только проникла цивилизация, а ведь ему нет и тридцати двух лет! Попытаюсь вкратце очертить те обстоятельства, которые вознесли его в столь молодые годы на такую высоту».

Свои 39 опер, которые и «вознесли его» на музыкальный Олимп, Россини написал к 1829 году, когда ему было всего 37 лет. После этого он уже больше никогда не писал опер и вообще меньше занимался именно композиторской деятельностью. Исследователи его творчества предполагают, что этот его «демарш» был вызван бурным наступлением «романтизма в музыкальном искусстве Франции и Германии. Это художественное направление было чуждо ясному и стройному мироощущению Россини, называвшего себя «последним из классиков».

Именно тогда его потянуло к духовной музыке. В последующие годы он пишет два больших вокально-симфонических произведения: Stabat mater (1842) и «Маленькую торжественную мессу» (1863). Вот с этим последним крупным музыкальным произведением Россини (хотя он и назвал его «маленькой мессой») нас завтра познакомит (впервые на владимирской сцене) замечательный творческий коллектив – камерный хор «Распев».
Невладимирцы могут послушать «Маленькую торжественную мессу» вот в этой записи:


Тем, кому трудно выкроить почти полтора часа на духовную музыку, предлагаю прослушать запись вот этой сольной партии:


Но запись – она и есть запись. Никогда она не заменит «живой музыки» – живого общения «зал – музыканты». Она может только напомнить, вернуть ощущения,  которые ты уже испытал на концерте в зале. Помните монолог героини Татьяны Дорониной о театре из кинофильма  «Старшая сестра»? Она говорила (как она говорила!): «О, ступайте, ступайте в театр…» А я хочу сказать, перефразируя Белинского: «Ступайте, ступайте на концерты настоящей, бессмертной классической музыки».


Tags: Распев, Россини
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments