collectrix (collectrix) wrote,
collectrix
collectrix

И снова Моцарт!

Именно такими словами начинается анонс концерта камерного хора «Распев», который состоится 22 декабря, в четверг. Впрочем, подробности вы без труда прочтёте на афише, а я, как всегда, попытаюсь рассказать, правда, на этот раз чужими словами, что значит для меня встреча с Моцартом на концерте.

Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии
Бога играют лишь Баха; но я уверен, что
в своём домашнем кругу они играют Моцарта.
Карл Барт

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Биографию Моцарта я освежила в своей памяти ещё весной перед прошлым концертом «Распева», также посвящённом 260-летию со дня рождения этого гениального композитора. А сейчас перед этим концертом решила частично ликвидировать свою музыкальную безграмотность и поподробнее узнать о той музыке, которой нам скоро предстоит насладиться.

Итак. Вот что я почерпнула здесь.

Литания (лат. Litania — просьба, моление) — молитва, обращенная к Богу, Марии или святым с просьбой о заступничестве и помиловании. До Моцарта к форме многоголосных литаний обращались такие знаменитые композиторы как О. Лассо, Дж. Палестрина, Й. Фукс, А. Кальдара, а также многочисленные музыканты второго плана, в том числе и старшие современники Моцарта в Зальцбурге (Й. Эберлин, Михаэль Гайдн, отец композитора Леопольд и др.) Моцарт дважды озвучивал тексты так называемых «литаний причастия» (Sakramentslitanei) и – также дважды – литаний Lauretana. Так назывался небольшой городок в Италии, который славился своей лавровой рощей (нем. Lorbeerhain), находящейся в провинции Анкона на берегу Адриатического моря (Лорето в наших туристических проспектах). До сих пор он почитается как место паломничества Марии и именно к Марии обращен текст молитв литаний этого типа (другое название — Marienlitanie)..

Первая Lauretana была написана пятнадцатилетним Моцартом в 1771 г. (KV 109), вторая, KV 195 — спустя три года в 1774 г. Обе литании озвучивают текст, канонизированный папой Сикстом V в 1587 г. Они с успехом исполнялись в Зальцбурге, причем все сопрановые соло пел знаменитый кастрат, член придворной капеллы Франческо Цессарелли. Lauretana ре мажор KV 195 предназначена для солистов, хора и оркестра и, как обычно, включает в себя пять частей. Значительно возросший по сравнению с первой Lauretana состав оркестра говорит о том, что она исполнялась в кафедральном соборе. Все части строятся по принципу контраста. Это не только обычный темповый и образный контраст, но и противопоставление старинной, традиционной стилистической манеры письма и новой, светской, в которой преобладают оперные и даже симфонические черты. В первой части (Kyrie) отчетливо просматриваются закономерности сонатной формы: медленное вступление, далее две самостоятельные темы, разработка и реприза. Во второй и четвертой частях (соответственно, Sancta Maria и Regina angelorum) скорость очень велика, особенно в достаточно протяженных ритурнелях. Подлинного восхищения заслуживает прозрачность инструментовки, богатство и выразительность гармонии. Все эти качества с особой яркостью проявляются в заключительном Agnus Dei, покоряющем непревзойденной по задушевности мелодической кантиленой.

Суховато написано. Мне больше к душе слова о ней известного музыковеда Альфреда Эйнштейна(не путать с Альбертом, о котором тоже немного скажу, но чуть позже) в книге «Моцарт: личность, творчество». Он пишет о «нашей» литании так:

Но есть у Моцарта и другая литания, написанная годом раньше, так называемая Лауретинская — тоже D-dur. Название свое она получила от капеллы св. Марии в Каза Сайта в Лорето.  Надписи на стенах капеллы вошли в ее текст. Литания эта была задумана как личная молитва и, действительно, звучит совсем интимно. Она, собственно, тоже вполне итальянская, но итальянского блеска здесь нет — литания исполнена моцартовской мягкости. Одна из чудеснейших ее частей — «Sancta Maria ora pro nobis» — это беспрерывное антифонное ариозо. А всего чудеснее замирающее окончание (b-moll) в Agnus Dei!


Ну и напоследок об Альберте Эйнштейне, как обещала. Скрипка Эйнштейна знаменита почти так же, как скрипка Шерлока Холмса (шучу, конечно). Моцарт же был одним из его самых любимых композиторов. Об этом написаны куча воспоминаний и монографий, в которых проводятся прямые параллели между гением Моцарта и гением Эйнштейна.

Эйнштейн же считал, что в отличие от музыки Бетховена, которая «создана», музыка Моцарта настолько совершенна, что кажется, будто она существовала всегда во Вселенной и ожидала прихода Мастера, который открыл бы её.



Музыка сфер, услышанная Мастером и принесённая в дар людям на все времена.




Tags: Моцарт, Распев, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment